ПУТИВЛЬ

картина: Рерих Н.К. Путивль. Рерих из собрания Государственной Третьяковской галереи.

ПУТИВЛЬ

Один из старейших городов на севере Украины, упоминаемом в «Слове о полку Игореве». Путивль был центром княжества, а сейчас это районный центр Сумской области. Расположен на правом берегу р.Сейм, за 100 км от областного центра. Население района - 36900 чел., в т.ч. г. Путивль - 19300 чел.

Историческая справка

Путивль впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146г., как одна из крепостей Киевской Руси. Название выводят от слова путь: он лежит на раздорожье. Расположен на правом берегу реки Сейм, при впадении у нее Путивльки.

Местность вокруг Путивля была заселена еще в IV тыс. до н.э. Неподалеку и на его территории выявленны поселения поры неолита и бронзы, городище скифского времени и ранне-славянское поселение первых столетий нашей эры, а также сиверское (VІІІ-Х ст.) и два древнерусских (XI ст.) поселения, которые и положили начало Путивлю. В XII ст. он был феодальной вотчиной новгород-сиверских князей Ольговичей и наибольшим городом в Посеймье. Впервые Путивль упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г. в связи с междоусобицами князей Святослава Ольговича и Изяслава Мстиславича. Князь Изяслав после продолжительной осады захватил Путивль, который принадлежал Святославу, и ограбил его. Во время археологических раскопок выявлено место княжеского двора, а также фундамент каменного храма конца XII - начала XIII ст. Изяслав отдал город черниговским князьям Давыдовичам, но уже в 1149 г. Путивль был снова возвращен Святославу Ольговичу.

Путивль был хорошо укреплен каменными стенами, валом и рвом. Остатки северного вала сохранились к нашим дням. В городе развивались ремесла: кузнечное, гончарное, косторезное, кожаное. Здесь сходились пути, которые вели к Владимир-Суздальской земле, на Волгу и в половецкую степь. В 1152 г. половцы опустошили окружающие села. Путивльская дружина во главе с князем Владимиром в 1183 г. принимала участие в походе новгород-сиверского князя Игоря Святославича против половцев. Сиверская земля была опустошена, села и города выжженны. Игорев поход воспет в бессмертном памятнике древнерусской письменности "Слове о полке Игореве".

В условиях дальнейшего развития феодальных отношений на Руси во второй половине XII ст. длится дальнейшее раздробление Сиверской земли. Путивль стал стольным городом удельного княжества. В 1223 г. путивляне вместе с дружинами других княжеств потерпели поражение в битве на р.Калка. В конце XIV ст. украинские земли были разделены на уезды и волости: Путивль становится уездным городом, которым управляли литовские наместники. Одновременно город оставался резиденцией путивльських князей. Здесь, как в пограничной крепости, находился многочисленный гарнизон. Путивль был и значительным торговым центром с таможней, которая собирала таможенную пошлину с купцов. В 1500 г. Путивль вошел в состав Русского государства, а в 1523 г. великий князь Московский Василий III Иванович ликвидировал последнее удельное княжество и назначил воеводу. В XVI ст. Путивль стал одной из главных крепостей, которая защищала границы Русского государства от нападений литовских феодалов, польской шляхты и крымских татар. В 1556 г. из Путивля в поход против крымских татар выступило два отряда. Объединившись с каневскими казаками, они нанесли поражение туркам и татарам под Ислам-Керменом и Очаковом.

В 1606 г. на Путивльщине вспыхнуло одно из наибольших восстаний - Крестьянская война под руководством И. Болотникова. В начале XVII ст. город был захвачен поляками, но по условиям Деулинского перемирия 1618 г., снова отошел к России. Город очень пострадал во время Ливонской войны: только М. Вишневецкий сжег свыше десятка городов, среди них Чернигов и Путивль. В 1653 г. к Путивлю прибыло полномочное посольство России во главе с боярином В. В. Бутурлиным, которое находилось в городе два месяца, а потом выехало в Переяслав. Во второй половине XVII ст. Путивль посетили украинские гетманы Б. Хмельницкий, И. Мазепа, а в 1708 г. - русский царь Петр I. После заключения мирного договора России с Турцией в 1681 г. и Польшей в 1686 г. город утратил значения крепости. В городе развиваются разнообразные ремесла, торговля. В 1719 г. основана Путивльская суконная мануфактура, одна из наибольших в стране. С мануфактурой связанная символика герба Путивля : на щите изображены две золотых ткацких лодочки с красными цевками. В 80-х годах XVIII ст. в Путивле жило около 4 тыс. человек, в 1838 г. - 4161 чел., накануне реформы 1861 г. - 6169 чел., в 1897 г. - близко 10 тыс. чел. В Путивле прошли детские и юношеские года основателей народнической организации "Земля и воля" О.Д. Михайлова и О.И. Баранникова. На Путивльщине длительное время работал художник-реалист П.О. Левченко (1856-1917).

В годы Великой Отечественной войны возродилась древняя слава Путивля - города-воина, который стал колыбелью партизанского движения на Сумщине. 18 октября 1941 г. созданные в сентябре партизанские отряды С.А. Ковпака, С.В. Руднева и С.Ф. Кириленко объединились в Спадщанском лесу в один партизанский отряд под командованием С.А.Ковпака, С.В. Руднева и Г.Я. Базими. Зимой 1941-1942 гг. к Путивльскому отряду присоединились партизаны сопредельных районов - Глуховского, Конотопского, Кролевецкого, Шалыгинского. Так образовалось одно из наибольших на Украине партизанских соединений, которое осуществило рейды на Правобережную Украину и в Карпаты. С.В. Рудневу присвоены звания Героя Советского Союза, С.А. Ковпак удостоен этого звания дважды. В Путивле родились академик АН УССР, биолог П.О. Свириденко, доктор медицинских наук В.С. Брежнев, доктор сельскохозяйственных наук М.П. Дяченко, доктор медицинских наук О.И. Мещанинов, доктор философских наук И.С. Кардашов.

Современный Путивль - один из культурных центров Сумщины. В районе функционирует 19 домов культуры, 27 клубов, 32 библиотеки, кинотеатр "Ярославна", музыкальная школа. Государственный историко-культурный заповедник, в состав которого входят краеведческий музей и музей партизанской славы. О богатой истории города рассказывают и многочисленные архитектурные памятники: Молченский монастырь, в котором прятался Лжедмитрий І, Спасо-Преображенский собор (XVIII ст.), церковь Николая Казацкого (нач. XVIII ст.), сооруженная на средство казаков.

Вблизи с. Красное выявленны поселения бронзового, раннего железного века, раннего средневековья, на западной окраине с.Пруди - поселения бронзового века.

Историческая справка Дмитрий Колесник

Историческая справка

Территория Молченского монастыряМолченский Печерский мужской (вначале) монастырь возник «на посаде города Путивля» из подворья Молченской Рождество-Богородицкой пустыни. В 1519 году на месте будущего монастыря уже стоял храм и небольшое укрепление, где монахи Молченской пустыни укрывались во время татарских набегов. В 1579 году тут же, по примеру богатых московских монастырских подворий, строится двухэтажная церковь: с теплым храмом Софии Премудрости и холодным — Пресвятой Богородицы, и оборонительные укрепления «для приезду настоятелей и монастырских людей». В 1591 году игумен Пафнутий приобретает для пустыни поблизости от подворья осадный двор и «...строит...небольшой, вероятно деревянный храм во имя Святых мучеников Флора и Лавра»

Впоследствии эти постройки и стали основой городского Молченского монастыря. В 1602-1603 годах братия разоренной татарами Молченской пустыни перешла в городской монастырь, перенеся с собой и явленную икону Пресвятой Молченской Богородицы. Это событие и было началом городского Путивльского монастыря, названного тогда же Большим Молченским.

Другое название монастыря той поры — монастырь «Белой Богородицы», поскольку его каменная церковь была побелена известью. Предание утверждает, что построена она была "расстригой, который назывался царем Димитрием (Самозванец).

Церковь Рождества БогородицыЦерковь Рождества Богородицы — необычайной архитектуры, ассиметричной композиции объемов. Храм состоит их трех башен типа "восьмерик на четверике", из них центральная — самая высокая — церковь Рождества Богородицы, восточная — алтарь, северная — теплый храм. Башни построены в разное время, неодинаковы по величине и высоте, пропорциям и деталям, однако создают единую выразительную композицию. В начале века исследователи обнаружили, что квадратный в плане массивный алтарь центрального храма перестроен из оборонительной башни городской стены. Судя по сохранившимся приметам, в 1604-1605 годах башня служила «ставкой» Лжедмитрию. Вполне вероятно, что уже при нем или сразу после "смутных событий" она стала основой строящейся монастырской церкви.

Освятили храм в 1636 году. Павел Алеппский, побывавший в Путивле в 1654 году и видевший эту церковь, писал, что она имела "обширный сводчатый купол, окруженный большой галереей, откуда открывается прелестный вид на реку и поля. Подле той церкви есть еще и другая, малая, во имя Нерукотворного образа (Спасская), и близ нее красивая колокольня. Кругом (большого купола) были еще приподнятые высокие купола. Под этой церковью много подвалов, склепы и монастырская трапезная с церковью во имя Антония.

В середине XVII века монастырю принадлежало пять мельниц и пол-уезда угодий и пахотной земли, на которой жили 2200 крестьян в пяти селах: Линеве, Берюхе, Новой Слободе, Бирках и подмонастырской Слободе. К монастырю были приписаны Путивльский Борисо-Глебовский монастырь и Глинская пустынь.

В 1666-1669 годах к главному собору монастыря - церкви Рождества Богородицы - был пристроен теплый храм, а аркада-галерея у северного фасада, о которой писал Павел Алеппский, уничтожена. В 1700 году построили новую колокольню вместо обветшавшей, разобранной в 1673 году. В 1778 году главный храм монастыря был капитально отремонтирован и вторично освящен. В XIX веке разобрали часть оборонительных стен и старых келий и вместо них соорудили два больших двухэтажных корпуса. В таком виде архитектурный ансамбль Молченского монастыря сохранился до нашего времени.

В описи 1822 года Молченский монастырь упомянут как мужской третьеклассный с собором во имя Смоленской Богоматери, с приделом и каменными кельями. Вероятно, икона Смоленской Одигитрии была тогда храмовой иконой. В это время монастырь управлялся архимандритом.

Ко второй половине XIX века монастырь обеднел, был почти полуразрушен, и стал возрождаться лишь к концу века. В после революционное время в основном монастырском здании расположился музей.

Путивль
Лики наши
Летопись
Ссылки

Хостинг от uCoz